Пока писала
статью о травме, задумалась о конкретике,
о конкретных табу, которые «точно
причинят» и о том, что скорее всего, не
причинит, в чем разница и как отличить
одно от другого. И тут вспомнилась теория
привязанности: суть в отношениях. Если
есть привязанность, опирающаяся на
безопасность, то в целом все более-менее
в порядке, даже если случаются перегибы
или ребенок чего-то недополучает. Если
привязанность нарушена, а это всегда
происходит, когда родителем становится
человек, неспособный на то, чтобы быть
в отношениях любви и доверия, тогда
«табуированные действия» становятся
следствием. Наш тренер на учебной трехдневке
Оля Алеева как-то сказала: «Все, что
должен родитель своему ребенку,– любить
и защищать». То есть мы должны удовлетворить
потребность ребенка в любви и безопасности,
но речь не идет о том, чтобы удовлетворять
ВСЕ его потребности в развитии, в
развлечениях, в физическом и эмоциональном
комфорте. Эту мысль я обязательно еще
разверну в «следующей серии», а пока
вернемся к табу.
Эта часть статьи грустно писать, потому что хотелось бы, чтобы такие вещи с детьми никогда не происходили. Но пока наш мир устроен так, как устроен.
Подумав,
все недопустимые действия с ребенком
можно свести к нескольким ключевым
словам: использование - нарушение
границ – небезопасность. В случае
насилия использование, казалось бы,
неочевидно, но оно на самом деле лежит
в основе любых насильственных действий.
Насилие родитель использует для того,
чтобы «выместить зло» - и тогда за счет
ребенка улучшить свое эмоциональное
состояние, либо для того, чтоб
самоутвердиться (унижение и оскорбления
серии «ты тупой», «ни на что не способен»).
Унижающий других людей делает это прежде
всего из-за полной неспособности уважать
самого себя. Признаться, что ты сам –
ничтожество, невыносимо, поэтому он
считает ничтожествами других людей и,
унижая их, как бы возвышается сам. Это
использование других с целью избавиться
от мучительного стыда.
Перечисление
недопустимых, травмирующих психику
действий с ребенком может выглядеть
так :
- физическое
насилие (наказания)
- психологическое
насилие (унижения, брань)
- сексуальное
использование (инцест или принуждение
к сексу с другими людьми)
- манипулирование
ребенком ради личной выгоды (женщина
«завела ребенка», чтобы удержать мужчину;
манипулирование ребенком при разводе
и т.п.)
- использование
ребенка в качестве «психотерапевта»
(ребенок вовлекается во взрослые
отношения, становится поверенным и
свидетелем маминой личной жизни,
назначается «миротворцем» в отношениях
между родителями и т.п.)
Наконец, к
травматизации приводит прямо не связанное
с использованием и нарушением границ
оставление ребенка (травма заброшенности),
когда родители отдают его на воспитание
другим родственникам либо присутствуют
только физически, не вовлекаясь
эмоционально в отношения («функциональное
родительство»).
Как правило,
люди, совершающие что-либо из
вышеперечисленного со своими детьми,
внутренне глубоко неблагополучны и
имеют серьезные личностные нарушения
(тут нужно понимать, что речь не идет
о психически больных: люди психически
здоровые и психологически благополучные
– две большие разницы). Как следствие,
у них много психологических защит –
настолько много, что они не в состоянии
осознать собственные действия как
травмирующие и жестокие по отношению
к ребенку. И это естественно, потому
что, если бы такой человек мог осознать
чудовищность своих поступков, его
психика бы разрушилась от чувств вины
и стыда. Поэтому, к сожалению, те, кто
действительно физически наказывает
детей, редко обращаются к психологам и
психотерапевтам, а если и делают
это, то для того, чтобы специалисты
работали с ребенком («воспитываю-воспитываю,
а он все равно ведет себя по-свински»).
По
вышеобозначенным причинам обычно фразу
«Я боюсь нанести ребенку психологическую
травму» произносят матери с совершенно
другой личностной проблемой. Они способны
на привязанность и любовь, но имеют
проблемы с саморегуляцией. Это
означает, что их психика плохо справляется
с нагрузками, которые несет материнство,
и неспособна успешно регулировать себя
сама, а нуждается в «сливе негатива»,
снятии напряжения. Часто это обусловлено собственным травматическим опытом. Такая мама может
кричать на ребенка, обижать его, шлепать,
уставать от ребенка, ощущать себя
несчастной или впадать в депрессию –
в общем, она бы рада, но у нее не хватает
ресурсов, чтобы хорошо себя чувствовать
рядом с ребенком. Тогда получается, что реальность совместной жизни становится "полосатой": то все нормально, любовь и радость, то - опять как гром среди ясного неба какая-то сложная ситуация, в которой женщину накрывает тревога за ребенка и чувство вины. И тогда ребенок действительно может быть если не травмирован, то дестабилизирован такими "качелями", а главное, он может "считывать" мамины неуверенность и тревогу.
Ну, а о том,
почему это происходит и что делать, я
пишу постоянно.
Так что хорошая новость – скорее всего, вы не причините
травму своему ребенку и вы вовсе не
плохая мать, если способны задаваться
таким вопросом. Плохая новость –
по-настоящему плохие матери не читают
такие статьи и мало способны изменить
свое поведение((( А как этого хочется...
Комментариев нет:
Отправить комментарий