Также о стадиях формирования привязанности можно прочитать в брошюре альфа сообщества "Привязанность: жизненно важная связь"
Там, в общем, о том же, но несколько другими словами. плюс у Л.В. отличаются взгляды на привязанность у детей школьного и подросткового возраста.
Стадии развития привязанности.
1.
Вынашивание (беременность)
2.
Донашивание (до начала ползания)
Ребеночек постоянно на руках у матери,
адаптируется к жизни. Формируется базовое доверие к миру: нужен я или не нужен,
есть я или нет (поэтому младенцам принято рассказывать, как их зову, что они
делали, показывать его ручки-ножки и т.п.). В случае нарушения привязанности
сомнения в своем существовании, в своем праве на жизнь.
3.
«У юбки» (от ползания до кризиса 3 лет).
Малыш рядом с мамой, формируется
поведение следования. Дети следуют за родителями как физически, так и ментально
( копируют их поведение, демонстрируют послушание)
Формируется привязанность как
психологическая утроба, которая помогает ребенку справляться с фрустрацией
(ребенок делает много попыток научиться чему-то, падает, разбивается, но
продолжает учиться). При фрустрации вырабатываются гормоны стресса, задача
родителя – успокоить, не подавляя чувства, обеспечить контейнирование
переживаний (то, что Ньюфелд называет «слезы тщетности»). Так гормоны стресса
постепенно сменяются на гормоны любви (окситоцин – гормон оргазма). У человека
вырабатывается устойчивость к фрустрации и способность легко справляться со
стрессом.
В случае нарушений: если
контейнирование отсутствовало, родители не утешали, а ругали ребенка, стресс
накапливался, переживания оставались внутри. Растет «человек с железными
нервами», возможно посттравматическое стрессовое расстройство, психосоматика (высокое
давление, аутоиммунные заболевания). Потеря чувствительности, уязвимости.
Раньше существовала традиция
мужских слез (тризна, три дня оплакивания погибших после битвы),
контейнирование переживаний нужно и взрослым.
Если родители гиперопекающие, они
старались сделать так, чтобы ребенок избегал фрустрации, всегда «подстилали
соломку», лишали его опыта переживания неудач. Ребенок вырастет
безинициативным, пассивным.
4.
Кризис 3 лет.
«На меня напала истерика».
Ребенок начинает воспринимать себя как отдельную личность, не соглашаться и
конфликтовать. Важен опыт переживания конфликта, который потом распространяется
на взрослую жизнь. Чем более бурно протекает кризис, тем легче потом пройдет
подростковый и тем легче будет ребенку во взрослой жизни.
Как справиться с детской
истерикой без рукоприкладства? Оригинальные способы: расслабить нижнюю челюсть,
попробовать ругаться лежа, встать на одну ногу (помогает переключиться),
считать до десяти и дышать.
5.
Нежный возраст. 4-6 лет.
Ребенок становится заботливым,
внимательным к другим. Просит завести домашнего питомца. Рисует сердца и
открытки с признаниями в любви родителям.
Важно не превращать ребенка в
своего психотерапевта, не пользоваться его желанием заботиться.
6.
Кризис 7 лет. Жизнь в социуме.
К этому моменту формируется
внутренний образ родителя, так что родитель «внутри» у ребенка, впервые
возникает устойчивость к разлуке (до этого не рекомендуют ребенка одного оставлять
в санатории или лагере, надолго разлучаться с родителями). Дети становятся
менее ранимыми. Основные события жизни ребенка происходят вне семьи. Важен
образ наставника. Родителю нежелательно быть наставником, поскольку наставник –
оценивающая фигура, а родитель должен обеспечить безусловное принятие.
7.
Подростковый кризис.
Сильные физиологические
изменения, детям тяжело их переносить. Двусмысленность положения современных
подростков: вроде не взрослый, уже не ребенок. «Не лезьте в мою жизнь, но дайте
денег на кино». Заканчивается поведение следования и привязанности. В природе
такие особи живут отдельно, львов изгоняют из прайда из-за опасности инцеста. В
современном обществе много минусов от того, что половозрелые дети живут с родителями,
можно отдать ребенка в школу с проживанием.
Травмы привязанности
Травмы условно делятся на две
категории: дефицитарные (не было чего-то важного) и событийные (насилие, потери
близких и т.п.). Дефицитарные травмы люди привыкли не замечать.
1.
Депривация (отсутствие родителя)
– сироты. В «лайт-варианте» дети, у которых мама в послеродовой депрессии.
При любой травме возможны разные варианты,
куда «пойдет» привязанность.
А. Диффузная
привязанность. Формируется к группе, «ко всем сразу», фактически группа
становится «родителем» для сироты. После детского дома это криминальные группы,
секты, алкогольные компании. В детском доме ребенок привязывается к ровесникам,
но и к кому конкретно, отсутствуют персональные отношения. Потребность в
успокоении реализуется через зависимости.
Б. Функциональная
привязанность. У домашнего ребенка может сформироваться в случае, если мать
отсутствует в жизни ребенка, а няни постоянно меняются, ему не к кому
привязываться. Формируется недоверие ко взрослым, ребенок приучается
использовать их. Истероидные дети.
В. Перевернутая
привязанность. В случае, если рядом нет надежных взрослых, ребенок попадает
в «альфа-комплекс» и сам «становится взрослым». Ребенок-бунтарь, лидер.
Возможны варианты от робин гуда («маленький взрослый») до криминального
авторитета.
2.
Пренебрегающий родитель.
Родитель, которого «мало» в жизни ребенка.
Много разлук. «Воскресный папа». Непонятно, то ли есть родитель, то ли нет.
Варианты реакции ребенка:
А. Тревожная
привязанность. Ребенок «висит» на родителе, пытается привязать его к себе с
помощью болезни или плохого поведения.
Б. Перемещенная привязанность.
Привязывается к кому-то другому.
В. Избегающая привязанность. Фактически означает
отказ от близких отношений. Во взрослом возрасте человек решает быть один,
никому не доверяет. «Любить – это больно».
Избегающая привязанность может
сформироваться и после развода родителей.
3.
Амбивалентная (токсичная) привязанность.
Нить привязанности как будто отравлена.
Ребенок получается и что-то хорошее, и что-то очень плохое (насилие,
использование). «Любовь – это насилие». Обычные отношения выросшему ребенку
кажутся пресными, скучными. «Бьет – значит, любит».
В России много людей с такими травмами. Формируют
себе псевдоконтейнер с помощью власти и богатства, неудовлетворенная
потребность к безопасности. Прорывы аффекта, флеш-бэки в травму.
Травмы передаются через поколения, ребенок
может «считывать» травмы родителей. Например, демонстрирует тревожную
привязанность, если у мамы была такая травма покинутости в детстве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий